Родителям

Если  ребёнка  дразнят?


    











 Перед  родителями  часто  стоит проблема, как  помочь  своему  ребёнку, если его  дразнят  в  детском  коллективе, будь то  класс, или компания.
    Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получается! Ведь если человека легко обидеть, значит, он очень не уверен в себе - в этом и кроется главная причина его несчастий. Робость и застенчивость берут свое начало в самом раннем возрасте, когда ребенку каким-либо способом привили мысль, будто бы он не достоин уважения. И когда в один не очень прекрасный день на такого человека начинают сыпаться удары, он с готовностью их принимает - даже не пытаясь отстаивать свой суверенитет. В представлении людей, которые постоянно становятся мишенью насмешек, мир изначально враждебен. Эта установка в сочетании с убежденностью в собственной никчемности диктует стиль поведения, который воспринимается склонными к проявлению агрессии детьми как режим наибольшего благоприятствования для начала боевых действий. Действительно, любитель помахать кулаками, оказавшись рядом с неуверенным в себе товарищем, тут же встречает взгляд затравленного зверька, обещающий полную капитуляцию противника безо всякого сопротивления. Стоп! Это важный момент. Не получив отпора, обидчик, скорее всего, свои вылазки повторит, а агрессивность некоторых детей обусловлена органическими поражениями мозга. Чтобы усвоить какую-либо информацию, им нужен сильный эмоциональный взрыв - например, бурная реакция окружающих на их выходки.
  Когда видишь, как дразнят ребенка, сердце разрывается. А если этот ребенок твой... Однако психологи утверждают: самое плохое, что могут предпринять взрослые в подобной ситуации - это подчеркивать слабость ребенка, оказавшегося в положении изгоя. Девочку дразнят в школе - дома она оплакивает свою горькую судьбу вместе с бабушкой. Что совершенно недопустимо. Конечно, ребенку жизненно необходимо тепло родительского дома, чувство защищенности, но зная, что родные принимают его таким, какой он есть, с самого нежного возраста малыш должен набираться реального опыта общения с детьми. И не бояться поражений! Не бояться упасть. Не бояться быть побитым. А при необходимости дать обидчику сдачи - юнгианская школа психологии считает такой поворот событий вполне естественным. Безусловно, не стоит подогревать ситуацию и настраивать терпящего постоянные унижения ребенка по-боевому, но он должен чувствовать свою силу, а при необходимости и уметь за себя постоять - тем более, что страх оказаться побитым нередко бывает опаснее самих побоев. Невозможно осваивать мир, держась за мамину юбку, но родители робких детей нередко склонны оберегать своих чад от чрезмерно активных товарищей. Напрасно! Раз тенденция к боязни людей (то есть аутизации) проявилась, подпитывать ее ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо приглашать детей к себе, а чтобы ребенок не переживал из-за возможных неприятностей, быть где-то рядом. Например, на кухне или в соседней комнате - чтобы своим присутствием не мешать подрастающему человеку чувствовать себя хозяином положения. Пусть он общается, играет, делится, ссорится, мирится, самостоятельно решает возникающие по ходу дела проблемы - словом, осваивает самые разные роли, которые пригодятся ему в жизни.
   Если маленький человек никогда никого не обижает, не бьет и не обзывает, это еще не означает, что внутренняя агрессивность ему не присуща: он может себя сдерживать, боясь получить сдачи. Или боясь наказания. Или даже боясь выглядеть плохим! При этом ребенок стыдится того, какую месть придумал своему обидчику, то есть мучается не из-за содеянного, а из-за нафантазированного.Чувство вины давит, и чтобы внутреннее напряжение снять, надо выпустить этого злого духа из бутылки, дав ребенку понять, что за плохие мысли его не отвергнут. Каким образом? Играть, рисовать, выслушивать страшные сны и истории. Летом на пляже создавать песчаные изображения неизвестных существ. "Посмотри, кто это у меня получился!" - "Злой волшебник!" - "А у тебя?" - "Сердитый дядька". Пусть агрессивные фантазии получают материальное выражение в виде расплывчатых песчаных образов! Ребенку будет легче, его страхи потихоньку начнут отступать, мир станет гармоничнее. Вместе со страхами уйдет внутренняя агрессивность, а когда это произойдет, человек перестанет притягивать унижения.Психологи не советуют прятать игрушечные пистолеты от настроенных по-боевому мальчиков и осуждать их за то, что они играют в войну: подавленная агрессия копится, мучает ребенка, и с течением времени может трансформироваться в склонность к суициду. В игре же все происходит понарошку, тревожность изживается и приходит умение выходить из затруднительных ситуаций.
   Чтобы помочь ребенку, которого дразнят, надо прежде всего изменить его самооценку. Выработать чувство защищенности, доверие к взрослому, который находится рядом. Все это непросто, и без серьезных усилий родителей не обойтись. Прежде всего зададимся вопросом: что мы чаще делаем - ругаем или хвалим? Один из тестов, которым пользуются психологи для определения взаимоотношений взрослых и детей, это так называемая лестница достоинств и недостатков. Сначала родителям предлагается нарисовать лестницу отрицательных черт ребенка(верхняя ступень - главный недостаток, далее по нисходящей). Затем - лестницу достоинств. Около каждой ступени прокомментировать, как часто проявляется то или иное качество. Глазами любящих родителей приятных качеств у ребенка бывает в несколько раз больше, чем неприятных.
    Дети, которые не могут дать отпор агрессивно настроенным сверстникам, остро нуждаются в поддержке. Но если дать им внутреннюю опору, они начинают действовать сами, а это наилучший выход из положения. Не важно, как ответит на агрессию ребенок, смирившийся с ролью жертвы. Не важно даже, ответит ли он вообще - главное, чем она отзовется в его душе. Значит, надо изменить отношение к дразнилкам, которые по существу представляют собой злобную критику. Как только это произойдет, оружие из рук противника будет выбито.Вечной жертве нападений можно, например, сказать: "Не хочешь драться, отойди. Но если задира равный тебе, почему бы не дать отпор?". Психологи предостерегают от чрезмерного морализирования и советов типа "чувствуй себя выше обидчиков" - главное, чтобы ребенок действовал по внутреннему побуждению и не копил в себе обиды. Один из очень известных способов помощи детям, страдающим от злобной критики сверстников, это так называемая провокация агрессии. Ее цель состоит в том, чтобы ребенок научился давать сдачи - то есть позволил бы себе то взаимодействие, на которое он никогда не решается. По сути провокация агрессии представляет собой своего рода игру в дразнилки - обзывать обидными словами надо какую-нибудь игрушку или даже самого психотерапевта. Думаете, рискованно? Но ведь в процедуре участвует не малолетняя шпана, не абсолютные чемпионы по обзывательству среди дошкольного и младшего школьного возраста, а вежливые, культурные дети, которые не умеют достойно отвечать на агрессивные выпады сверстников. Они никогда не выходят за рамки приличий. Чтобы услышать от них мало-мальски подходящий оборот, специалисту приходится их подзадоривать. Когда внутреннее напряжение выльется вовне и в безопасной ситуации ребенок поиграет с тем, что его травмирует, острота переживаний снимется. Висевшая дамокловым мечом угроза незаслуженной злобной критики перестанет пугать. Человек получит новый взгляд на вещи, новый способ реагирования, и если самые близкие люди будут ежедневно поддерживать его веру в свои силы, он приобретет внутреннюю гибкость и найдет собственные способы выхода из сложных ситуаций.
              
            Энциклопедия практической психологии "Психологос"
                        http://www.psychologos.ru/articles/view/esli_rebenka_draznyat_v_shkole



Постоять за себя: 10 правил, о 

которых нужно рассказать 

ребенку.

Каждому ребенку придется сталкиваться с ситуациями, когда нужно будет отстаивать свои права и точку зрения, проявлять мужество и настойчивость. Не позволить дразнить себя обидным прозвищем, отказаться от предлагаемых сигарет или алкоголя, не смеяться вместе со всеми над новеньким одноклассником, защитить себя от агрессии другого ребенка. Мы не можем подстелить соломку на каждый детский шаг, но мы в силах научить ребенка сохранять выдержку и действовать уверенно с помощью нескольких правил, которые в трудной ситуации помогут не давать себя в обиду.

1. Никто не должен нарушать твои права

Никто не может заставить человека действовать против его воли, угрожать ему, дразнить или причинять физическую боль. Любая ситуация, в которой некомфортно находиться – повод для того, чтобы собраться с духом и защитить себя словом или действием. Такое умение приходит не сразу, но с постепенным воспитанием силы воли. А еще оно всегда работает и в обратную сторону: каждый должен стараться не проявлять силу и агрессию по отношению к другим людям и не угрожать их здоровью.

2. Будь уверен в том, что делаешь и думаешь

Положительная самооценка влияет на то, как ребенок воспринимает себя, свои мысли и желания, и не стесняется ли высказывать свое мнение. Поддерживайте уверенность в себе: хвалите детей за мелкие и крупные достижения, подбадривайте в минуты сомнений, не игнорируйте хорошие поступки. Детям важно знать, в чем они успешны. Одно знание того, что, хотя ребенку нелегко даются точные науки, он отлично рисует и уверенно чувствует себя с друзьями в художественной школе, воодушевляет его и помогает не воспринимать низкие оценки по математике как катастрофу. Но это работает лишь в том случае, если и родители больше ценят успехи ребенка в искусстве, чем требуют пятерок за контрольную по алгебре.

3. Будь оптимистом

Люди с позитивным взглядом на жизнь умеют сосредоточиваться на хорошем, не подозревают в каждом человеке обидчика и не ожидают негативного к себе отношения. Чаще всего и окружающие положительно воспринимают людей-оптимистов. Но даже если ребенок не находит желаемого одобрения от других, ему важно научиться выступать собственным «антикритиком», находить плюсы в происходящих событиях, превращать негативные мысли в позитивные. Секрет здесь прост: нужно в неприятном событии увидеть какое-либо «зато». Так вместо того, чтобы говорить: «Никогда мне не достается главная роль в школьном спектакле», можно сказать себе: «Конечно, я хотела получить роль принцессы, но роль феи – тоже очень хорошая».

4. Каждый имеет право быть услышанным

Застенчивым детям нелегко даются многие вещи: поднять руку на уроке, заговорить со сверстником на игровой площадке, рассказать одноклассникам смешной случай. Поможет практика общения, когда ребенок учится привлекать к себе внимание. Старайтесь, чтобы он видел, как заговариваете с прохожими вы, и слышал, как знакомятся между собой другие дети. Просите его сделать заказ в кафе, пока вы отойдете в ванную комнату, приглашайте гостей с детьми к себе домой – в привычной обстановке ребенку будет легче раскрепоститься. Опыт разнообразного общения постепенно прибавит уверенности в себе.


5. Драка – не самый лучший выход


Есть ситуации (особенно часто они происходят у мальчиков), когда один ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другому: может специально толкнуть или отобрать какую-либо вещь, провоцируя конфликт. Каким бы сильным ни был первый порыв «дать сдачи», драка не приводит к решению проблемы. Научите ребенка сначала пробовать улаживать конфликт путем разговора – посоветуйте ему без агрессии, в максимально спокойной форме высказать обидчику, что именно ему не нравится в его поведении, попросить вернуть вещь обратно или больше не задевать его. Если выяснить отношения словесным путем не удается и дело принимает нешуточный оборот, посоветуйте ребенку отойти в сторону и обратиться ко взрослому.


6. Не поддерживай тех, кто дразнит


Дети, которые любят подразнить других, обычно переиначивают имена или присваивают неприятные прозвища. В этом случае можно придерживаться следующей тактики:

• Игнорировать обидчика.
• Не давать ему понять, что его слова тебя задевают или огорчают («И что?», «Так что ты хотел этим сказать?» – возможные варианты реакции на слова дразнящего, чтобы он понял, что тебе нет до него никакого дела).
• Представлять себе, будто ты защищен сверхпрочным костюмом супергероя, и обидное прозвище отскакивает от тебя, будто резиновый мячик.

7. Не стесняйся иметь свою точку зрения

Бывает, что детям трудно выступать против мнения большинства. Уверенность в себе поможет не идти на поводу у других: не смотреть ТВ-шоу, которым увлечен весь класс, а ребенку оно кажется неинтересным; не переходить дорогу на красный свет светофора только потому, что все остальные побежали. Поговорите о том, как важно отличать положительное давление окружающих (например, друзья увлечены новым видом спорта и активно зовут с собой в секцию) и отрицательное (прогуливать уроки, пробовать сигареты – то, что однозначно будет иметь негативные последствия).

8. Не бойся говорить «нет»

Порой кажется, что проще согласиться с большинством, чем высказать «нет» на предложение, которое тебе не по душе. Но важно дать ребенку понять: у него всегда есть выбор – говорить «да» или «нет». И главное, чем он должен руководствоваться в ситуации выбора, это спросить себя: то, что мне предлагают, хочу я или другие? Объясните, что лучше всего давать честный ответ, почему ребенок не хочет что-то делать вместе со всеми – обоснованная позиция вызывает у окружающих только уважение.

9. Обращайся к взрослым

Несмотря на то, что детей учат не ябедничать, есть вещи, которые могут причинять им настоящую душевную боль, а также составлять угрозу их здоровью. Скажите ребенку, что, если он не может справиться с обидчиком и дело принимает для него неприятный оборот, он должен немедленно обратиться к любому взрослому: прохожему, старшекласснику, учителю и, конечно, родителям. Родитель в любом случае остается для ребенка опорой и защитником до той поры, пока он не научится защищать себя самостоятельно – и здесь необходимо внушить, что мама и папа всегда придут на помощь и никогда не посмеются над тем, что он не справился с обидчиком сам.

10. Занимайся спортом

Практически любой вид спорта, особенно, если он подкреплен успехами, развивает в детях уверенность в себе и своих силах. Порой одно упоминание о том, что ребенок владеет приемами единоборств, охлаждает пыл обидчиков. Спорт также является хорошим помощником в умении оставаться хладнокровным в стрессовых ситуациях. Это поможет: - спокойно ответить обидчику, что тебе не нравится его поведение; - заставить себя говорить не тихим, а уверенным голосом, даже если внутри нарастает волнение; - не поддаваться панике и сдержать порыв ответить физической грубостью на грубость другого человека.
Хорошим подспорьем для подрастающих детей могут стать любимые многими поколениями книги Владислава Крапивина. Герои его произведений постоянно делают выбор: стерпеть обиду или дать отпор, пройти мимо несправедливости или защитить слабого. Крапивинские мальчишки и девчонки – такие же дети, как и все, со своими страхами и переживаниями, неуверенностью в себе и желанием найти настоящих друзей. Но рука писателя приводит их к верным решениям. Поэтому и в непростой реальной ситуации ребенок может вспомнить «мальчика со шпагой» и подумать, как бы тот поступил – в нужный момент это поможет собраться с духом и постоять за себя.

                                          Лена Чарлин.


25 способов узнать у ребенка, как у него дела в школе, не спрашивая, как его дела в школе


Несколько способов справиться с самой распространенной проблемой, о которой не желают говорить дети, это трудности в школе
Чем ребенок становится старше, тем труднее родителям сохранять с ним теплые дружеские отношения. Часто подросток строит стену между собой и миром взрослых. Для того, чтобы не потерять с ним контакт, родителям нужно много работать над взаимоотношениями в семье и часто прибегать к различным психологическим хитростям. Самая распространенная проблема, о которой не желают говорить дети, это трудности в школе. Мамы и папы тоже довольно часто подходят к этому вопросу некорректно.
как дела в школе
Тут представлены 25 способов спросить у ребенка, как у него дела в школе, не спрашивая, как его дела в школе. Звучит странно? Посмотри сам!
1. Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что самое худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
2. Скажи мне, что тебя сегодня заставило смеяться?
3. Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
4. Расскажи мне о самом классном месте в школе.
5. Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или, возможно, кто-то что-то странное тебе сказал?
6. Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь?
7. Кому ты сегодня помог?
8. Может, кто-то тебе сегодня помог?
9. Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
10. Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
11. Было ли тебе сегодня очень скучно?
12. Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
13. С кем бы ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты еще никогда не играл?
14. Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
15. Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?
16. О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе?
17. Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?
18. С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше?
19. Где ты чаще всего играешь на переменах?
20. Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?
21. Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
22. Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?
23. Как ты думаешь, может, кто-то из вашего класа должен уйти из школы?
24. Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
25. Скажи мне о трех различных случаях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.
                                                      Клуб родительского мастерства
 http://www.vospitaj.com/blog/25-sposobov-uznat-u-rebenka-kak-u-nego-dela-v-shkole-ne-sprashivaya-kak-u-nego-dela-v-shkole/

Образ жизни: кто научит?

Образ жизни: кто научит?
   Одна моя знакомая на днях мне сказала: “Мы своего Ванечку водим на теннис. Не для того, чтобы он добился каких-то успехов. Так, для поддержания образа жизни”.
   “Ох ты боже мой, как пафосно! - подумал я. - Образ жизни. Можно подумать! Теннис два раза в неделю, светские мероприятия, гольф, охота на лис. Сигара после обеда. Какой образ жизни в неполных пять лет?”
    Но потом я задумался - разве мне не хотелось бы того же для своих детей? Чтобы они, когда вырастут, регулярно ходили в спортзал, посещали театр, читали книги? Чтобы не забывали посещать родственников, следить за собой? Разве дело не в образе жизни? Разве не этого мы хотим? Нам не так важно, чтобы ребенок научился читать, сколько, чтобы он приобрел такую привычку - читать. Нам не так важно запихнуть в ребенка эту конкретную брокколи - нам важно, чтобы ребенок научился правильно питаться. Мне например неважно, чтобы ребенок, знал сколько микробов погибает во время мытья рук. Мне важно, чтобы он руки мыл.
   Выходит, что “образ жизни” - это именно то, что мы должны формировать в ребенке, чтобы он в дальнейшем успешно формировал себя. Правильный образ жизни - это конечно не полный, но вполне близкий к этому образ того, что я хочу видеть в своем ребенке.
  Но мы сами очень часто про это забываем. И на плакатах у нас микробы, вместо напоминаний. И усиленными занятиями воспитываем ненависть к книгам. И за съеденное брокколи обещаем пакетик чипсов, тем самым устанавливая в голове у ребенка совершенно иную иерархию ценностей.
  Но главное - даже не это. Главное, это то, какой мы сами пример подаем детям. Общеизвестно, например, что любовь ребенка к чтению зависит не столько от количества занятий, сколько от того, есть ли вообще в доме книги и насколько активно они используются взрослыми. То есть бессмысленно формировать образ жизни ребенка, если у тебя самого в жизни кавардак. И хотя - по себе знаю - взрослого человека уже не переучишь, но все же можно ведь притвориться, правда?

  Потому, что у самих у нас с этим полный провал. Мое поколение - а мне сейчас тридцать три - очень плохой пример образа жизни. Нас, выросших в период разрушения Советского Союза, принято считать потерянным поколением. Считается, что это потому, что мы выросли без какой-либо идеологии.

Но помимо идеологии, которая, если честно, не особо-то всех тогда интересовала, в Советском Союзе был образ жизни. Люди ходили друг к другу в гости, плавали на байдарках, брали почитать книги, следили за премьерами спектаклей и кино. На каждом втором балконе стояли лыжи и почти со всех из них хотя бы раз в год стряхивали пыль. У людей было время на что-то, кроме работы и пробок. На свой образ жизни. Один мой знакомый рассказывал, что в 70-е годы он изучал французский язык. Довольно долго и глубоко. Не имея никаких шансов увидеть Париж. Просто потому, что ему так нравилось.
  Однако обстоятельства сложились так, что мы выросли без сформировавшегося образа жизни. И если идеологию каждый сам себе выбирает рано или поздно, то без образа жизни многие так и живут. Мы работаем по 12 часов в день, не видя наших родных и семью. Мы отдыхаем, не зная чем себя занять.   Мы все время куда-то опаздываем, упуская главное и забывая важное. Мы смеялись над кострами и изгибами гитары, мы избегали поездок на дачу, на картошку, мы ненавидели абонемент в Консерваторию.
  Но когда мы стали самостоятельны, оказалось, что на замену у нас ничего-то и нет. Если мы как поколение и потеряли что-то, то это именно образ жизни.
  Я не хочу такого для своих детей. Я хочу, чтобы тот кусок жизни, что им достанется, они съели спокойно, не торопясь и с удовольствием. Поэтому я, пожалуй, начну с завтрашнего дня формировать их образ жизни. Возможно даже - чудеса бывают - своим примером.
  Конечно, для кого-то мое маленькое открытие было всегда очевидно. Кто-то сознательно, как упомянутая мама, или бессознательно всю жизнь формирует в ребенке образ жизни. Целенаправленно и уверенно. Молодцы.
  Однако для кого мои слова точно пустой звук, так это для нашей образовательной системы. Понятия "образ жизни" в ней просто нет. Долгое время считалось что задача образования - это дать знания. В итоге получили кучу людей, знающих, что такое “молярность”, но не понимающих, что с этим знанием делать. Потом решили, что главное не знание, а умение его добывать. Закономерный результат - это человек, который при необходимости может воспользоваться Гуглом, но гораздо чаще пользуется пультом и пивом.
  Когда-нибудь мы поймем, как важно формировать в ребенке потребность в  знаниях -  так же, как формируется потребность в физической активности. И так же, как у привыкшего правильно питаться формируется потребность в свежих овощах.
  Если мы хотим, чтобы ребенок не пасовал перед трудностями, гармонично развивался, чтобы все у него в жизни было хорошо - нам надо думать именно над его образом жизни. Не над тем, сколько знаков в минуту читает ребенок. Не над тем, сколько из пресловутых ста книг он прочтет. А над тем, чтобы ни дня без страницы. Чтобы это просто вошло в привычку. Ведь даже само слово "привычка" у нас зачастую сразу идет в комплекте со словом “дурная” А наша задача - прививать хорошие добрые привычки.

Как заставить ребенка слушать

Как заставить ребенка слушатьКак часто мы задаем этот вопрос детям! Иногда мы даже всерьез сомневаемся в здоровье слуха ребенка или же в том, что мы говорим с ним на одном языке. Но, конечно, в действительности со слухом и пониманием все в порядке, просто иногда дети нас не слышат или не хотят слышать.

Избирательный слух – это черта присущая каждому ребенку. Промелькнувшая случайно в родительском разговоре фраза о том, что на выходных планируется совместный поход в кино, не ускользнет от детского уха, а сказанное уже в десятый раз мамино "пора ужинать!", кажется, так и повиснет в воздухе, пока мама не перейдет к более жестким мерам. Как же мы можем достучаться до ребенка и избавить себя от необходимости бесконечно повторять наши просьбы или указания?

Для начала хорошо бы заручиться уверенностью, что ребенок нас слышит. Причин "глухоты" может быть множество: ребенок действительно не услышал (находился в другой комнате, например); ребенок увлечен чем-то интересным и внешние звуки не доходят до его сознания; ребенок расстроен, рассержен и не хочет никак реагировать. Старайтесь обращаться к ребенку, находясь рядом с ним. Если ребенок чем-то занят и есть реальная необходимость его отвлечь, окликните его сначала, попросите посмотреть на вас. Хорошо если вы поддерживаете зрительный контакт - это верный способ донести нужную вам информацию. Особенно это важно с маленькими детьми.

Выработайте привычку сообщать информацию только один раз, максимум два раза (чтобы уж точно убедиться, что вас услышали). Это довольно сложный навык, так как мы зачастую сами выросли в условиях, где нам все повторяли по двадцать раз. Нашими родителями тогда и нами сейчас двигало и движет желание добиться отклика на свое требование во что бы то ни стало. Но нет ничего страшного, если ребенок пропустит ужин или опоздает на него, зато с большой долей вероятности, когда сын или дочь все же появятся на кухне и с недоумением обнаружат, что их ужин остыл или придется есть в одиночестве, в следующий раз они будут более внимательно относиться к вашим словам.

Меньше слов – больше информации. Старайтесь выражать свои мысли максимально четко и лаконично без длинных объяснений и предисловий: "Ужин на столе!" вместо "Я уже все приготовила и накрыла на стол, приходите ужинать!". И чем ребенок младше, тем меньше слов следует использовать для сообщения указаний и запретов. Используйте только самые лаконичные и информативные слова и фразы: "Иди в ванную, вымой руки", "Снимай шапку, затем варежки, затем куртку". Не старайтесь преуспеть в вежливости, когда пытаетесь добиться от малыша выполнения инструкций – лишняя информация только сбивает с толку. То, что вы строите ваши фразы без вежливого слова "пожалуйста", совсем не значит, что вы неуважительно обращаетесь с малышом, но вы помогаете ему лучше понять смысл обращенных к нему фраз.

Слушайте ребенка. Это полезная привычка для всех членов семьи. Нельзя добиться от ребенка моментального отклика на ваши просьбы, если вы сами замечены в том, что зачастую не торопитесь откликаться на его просьбы.


Смягчите голос. Крик, раздраженный голос, высокие тона редко бывают информативны, чаще они оскорбляют и заставляют ребенка закрываться еще больше. Любые просьбы, наставления, запреты, даже требования стоит произносить тоном уверенным, но мягким и по возможности ласковым. Подумайте о том, что мы часто просим ребенка делать вещи, которые ему не нравятся, стоит ли омрачать их еще и неуважительными нотками в нашей речи?


Будьте последовательны. "Если ты не уберешь конструктор на место, я его выброшу" - не редко в гневе произносят родители. Но для того чтобы ваши слова всегда имели вес и уважение у ребенка, вам необходимо после такой фразы на самом деле выбросить конструктор, если он продолжает лежать разбросанным на полу. "Ну как же выбросить? Он же такой дорогой!" - скажет иной родитель. Вывод один – никогда не говорите того, чего вы не готовы сделать. В случае с конструктором его можно куда-то убрать или отдать на время, если ситуация с беспорядком в детской комнате достигла запретных границ. Еще один распространенный пример: мама, пытаясь увести малыша с детской площадки, угрожает ему: "Ну все! Я ушла!". И сама, конечно же, не уходит. Идея последовательности не в том, что нужно уйти и оставить ребенка одного, а в том, что не следует произносить того, что вы не сможете выполнить.


Давайте время. Это зависит от ребенка, но зачастую дети не способны реагировать на просьбу или требование немедленно. Им требуется время, чтобы осознать ваши слова, выстроить в своей голове план действий. Если ребенок не отправился чистить зубы в ту же минуту – совсем не значит, что он не услышал вас. Дайте ему время, а если требуется поторопить ребенка, просто кратко напомните "Зубы!".

Подходите к делу творчески. Адель Фабер и Эйлен Мазлиш посвятили описанию способов донести до ребенка информацию отдельную главу своей знаменитой книги "Как говорить с детьми, чтобы они слушали, и как слушать детей, чтобы они говорили". Известные эксперты в вопросах воспитания приводят много практических рекомендаций и зачастую совсем не стандартных подходов, которые помогут родителям добиться от детей отклика на просьбы или указания.
Вот некоторые из них: 
• "Для чтения сказки приглашаются дети в пижамах и с почищенными зубами", - гласит записка, влетевшая в детскую в виде сложенного самолетика.
• "Ой, что-то спать уже хочется, - "говорит" любимый ребенком плюшевый медвежонок, "выглядывая" из-за угла. - Пойду-ка я, пожалуй, в постель. А ты идешь? Мама нам обещала новую сказку почитать". Конечно, медвежонка оживил папа и ворчливым голосом озвучивает игрушку, выглядывающую из-за угла.

• "Пожалуйста, помой меня!" - написано на зеркале в ванной.

• "Съешь меня, я очень вкусный!" - гласит записка, прикрепленная к кастрюле с супом в холодильнике.

Дети любят играть и не любят рутину. Разнообразить их жизнь и сделать привычные дела не такими уж тоскливыми в наших силах. В награду мы получим спокойную обстановку в доме и сохраним добрые и дружественные отношения с нашими детьми, которые будут готовы слушать и слышать нас чаще.

Школьники и близорукость

Школьники и близорукость
Наиболее частой проблемой, которую выявляют детские офтальмологи у школьников, является прогрессирующая близорукость. В последнее десятилетие детская близорукость значительно «помолодела». Статистика свидетельствует, что до одного года близорукость встречается у 4-6% детей, хотя в дошкольном возрасте не превышает 2-3%. В возрасте 11-13 лет близорукость наблюдается уже у 14% детей, а в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев. 

Не экономить на глазах

По данным Роспотребнадзора, 13,7 % общеобразовательных учреждений и 34% детских дошкольных учреждений нарушают гигиенические требования по освещенности. Санитарные врачи делают вывод, что низкая освещенность - одна из причин патологий зрения, которой страдают больше 25% школьников. Не в последнюю очередь на эту статистику влияет недостаточное освещение кабинетов и классных досок в образовательных учреждениях, поэтому зайдя в школу к концу летних каникул, обратите внимание, достаточно ли освещение в классе, где начнет свой учебный год ваш ребенок. За последние 3 года среди подростков распространенность патологии зрения возросла на 6%.
Но состояние зрительной системы зависит от работы всего организма в целом. Дети с ослабленным иммунитетом, склонные к частым простудам и гриппу, а также к пневмонии и прочим серьезным недугам, имеют на порядок больше шансов стать «очкариками», нежели их здоровые сверстники. В «группу риска» входят дети близоруких родителей, причем, если очки носят оба родителя, вероятность близорукости больше.

Полчаса у экрана

Увы, родители должны помнить, что здоровье глаз немыслимо без ограничений зрительной нагрузки. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 мин. в день. В старшем возрасте - до 1,5 - 3 часов в день. При этом непрерывная нагрузка может быть не более 1,5 часов и только в положении сидя на расстоянии от экрана не меньше 3 метров.
Дети 3-7 лет могут пользоваться персональным компьютером не более 15 минут в день, а компьютерные игры возможны не чаще двух раз в неделю и обязательно должны завершаться гимнастикой для глаз. Во всяком случае, таковы рекомендации офтальмологов.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах - 15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. В целом продолжительность работы за компьютером не должна превышать 1.5-2 часа в день (для детей старше 10 лет). Расстояние до монитора — 50 см. и больше. Размер шрифта: не менее 14 кегля «Arial». 

Полистать картинки

Теперь о книгах, в этой области тоже есть свои регламентации. На «правильной» детской книжке» 50-70% на странице занимает рисунок (для детей 7-10 лет -35%); фон может быть только неярким, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне; причем буквы должны быть без засечек, витиеватость допускается только в заголовках.
В детских книгах предпочтительны широкое расстояние между строчек, большие поля; бумага белая, плотная, хорошего качества; прописные буквы должны быть не менее 4 мм в среднем (для 1-2 класса — 4 мм, 3-4 класс — 3,5 мм, для детей среднего и старшего возраста — 2,5 мм).

Что нужно знать о питьевой воде

Что нужно знать о питьевой воде
Сначала поговорим о воде, которая течет в городах России из-под крана. Может быть, полученные сведения наведут вас на мысль о покупке домой кулера или промышленных объемов питьевой воды в бутылках. Потом мы вам расскажем некоторые факты о бутилированной воде, и вам, наверное, захочется сбежать далеко в Сибирь, чтоб жить там, вдали от цивилизации, пить воду из собственного родника, защищенного от сточных вод лесами, горами и долами. Но, в общем, все не так страшно. Даже если наша вода далека от идеала - это еще не значит, что нужно обязательно  покидать насиженные квартиры. Мир вообще далек от идеала. Будем разбираться с тем, что нам досталось. Начнем с воды.

Вода из крана

Если у ребенка вдруг понизилась успеваемость в школе, не всегда это означает перегрузку. Виной всему может быть свинец, содержащийся в воде. Избыток фторидов приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. И каких страшилок можно приводить множество. Поэтому сегодня мало-мальски образованные родители объясняют своим детям, что:

- пить из-под крана воду ни в коем случае нельзя;
- пить можно только фильтрованную воду;
- если в доме пока нет фильтра, то необходимо отстаивать воду из под крана в течение ночи, чтобы из нее улетучился хлор;
- нельзя кипятить воду больше одного раза, при повторном кипячении выделяется диоксин, ядовитое вещество, вызывающее рак.

Последний пункт кажется особенно удивительным, поскольку привычка кипятить воду повторно есть у многих.  Однако этот факт подтвердили "Летидору" опрошенные эксперты. Вот что говорит Ирина Колядина, врач НИИ клинической онкологии (Российский Онкологический  Научный Центр им. Н.Н.Блохина РАМН ) :

"При повторном, а тем более - многократном кипячении водопроводной хлорированной воды - в ней образуются диоксины. Эти вещества обладают мутагенными и канцерогенными свойствами. И это известно всем химикам, но почему-то до сих пор данный факт вызывает какие-то дискуссии".

А Ольга Бутакова, врач-терапевт, кандидат педагогических наук, отмечает еще одну опасность воды из крана:

«Сейчас вода очень грязная, она содержит более 13 тысяч токсических загрязнителей. В большинстве городов России вода хлорированная, между тем хлор является веществом первого класса опасности. Им на водоочистных станциях уничтожают бактерии. Что делаем мы, когда пьем эту воду: мы уничтожаем свои собственные бактерии. Наши бактерии вырабатывают интерферон – это противораковая защита. Уничтожили бактерии – становимся беззащитными перед многими факторами». 


Обсудите вместе с детьми

  ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ 

         «Если ты на улице»



1. Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения.

2. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

3. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

4. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку/обратись к любому взрослому человеку.

5. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у ближайшего известного вам места (остановка, магазин и т. п.).

6. Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

7. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

8. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

9. Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

10. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

11. Если тебя преследуют незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик-твоя форма защиты!

12. Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя.





ustal

Пережить длинную третью четверть? Легко!

            Из газеты "Комсомольская правда"




Дайте школьнику поспать










В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме всё-таки один;

Желанье - это множество возможностей, 

А нежелание - множество причин. 

                                                                            Э. Асадов 




Памятка родителям 


Если ребёнок живёт в критике, он учится осуждать.
Если ребёнок живёт во враждебности, он учится бороться.

Если ребёнок растёт в страхе, он учится предчувствовать недоброе.

Если ребёнок растёт в жалости, он учится жалеть себя.

Если ребёнок растёт среди насмешек, он учится быть замкнутым. 

Если ребёнок растёт в ревности, он учится завидовать.

Если ребёнок растёт с чувством стыда, он учится быть виноватым.

Если ребёнок растёт в атмосфере поддержки, он учится быть надёжным.

Если ребёнок растёт в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.

Если ребёнок растёт в похвале, он учится быть признательным.

Если ребёнок растёт в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.

Если ребёнок растёт в сочувствии, он учится быть великодушным.

Если ребёнок растёт в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.

Если ребёнок живёт в вере, он учится верить в себя и в окружающих.

Если ребёнок окружён дружелюбием, он знает, что мир - это прекрасное место.


Наши дети

Часто в суете обыденной жизни мы упускаем что-то очень важное, не замечая 
очевидного.


Комментариев нет:

Отправить комментарий